Пути сокращения штучного времени
Из анализа формулы штучного времени I.*. следует, что оно может
быть сокращено главным образом за счет оперативного времени:
поскольку доля остальных слагаемых в штучном
времени не велика. Сокращение ^возможно путем либо уменьшения ^и tt, либо полным или
частичным совмещением во времени переходов в операции.
Пути сокращения основного технологического времени, если оно
является машинным, указывает формула, соответствующая методу обработки детали,
например при точении:

Сокращение машинного времени может быть достигнуто за счет
уменьшения пути относительного движения с рабочей подачей инструмента и
заготовки, сокращения числа рабочих ходов к, повышения режимов
обработки, совмещения во времени основных переходов,
Наибольший эффект в уменьшении пути рабочего хода инструмента
получается при распределении длины обрабатываемой заготовки между несколькими
режущими инструментами. Например, обработка поверхности вала двумя резцами
(рис.22.3) дает сокращение £мпочти вдвое по
сравнению с обработкой одним резцом.

Рис.22.3. Обработка поверхности двумя резцами.
Сокращение пути относительного движения
инструмента и заготовки может также осуществляться за счет длин на вход и выход
режущего инструмента. На рис.22.4 а показано уменьшение ^путем увеличения
диаметра фрезы, а на рис.22.4 б - за счет совмещения оси фрезы с плоскостью
симметрии заготовки. В обоих случаях

Рис.22.4. Способы уменьшения «недобега» инструмента
Уменьшению длин на вход и выход режущего
инструмента способствует повышение точности работы механизмов включения рабочей
подачи, точности размеров заготовки в направлении рабочей подачи, точности ее базирования.
Число рабочих ходов £ зависит от припуска на
обработку, мощности станка и требований к точности получаемых размеров. Достичь
сокращения числа рабочих ходов можно приближением размеров и формы заготовок к
готовой детали. Использование устройств адаптивного управления упругими
перемещениями в технологических системах также приводит к сокращению к.
Стабилизация силы резания при обработке приводит не только к снижению к,
но и повышению точности выдерживаемых размеров. Повышение же точности заготовки
на предшествующих операциях позволяет сократить к на последующих
операциях.
Одним из эффективных средств уменьшения машинного времени является
повышение режимов резания. Выбор режимов резания тесно связан с требуемой
точностью детали, качеством поверхностных слоев материала и стойкостью режущего
инструмента.
Подача лимитируется допускаемой при обработке
силой резания, от значения которой зависят упругие перемещения в
технологической системе и качество поверхностного слоя обрабатываемой
заготовки. Скорость резания лимитируется размерной стойкостью режущего
инструмента и количеством образовавшейся в процессе резания теплоты,
деформирующей технологическую систему и влияющей также на качество
поверхностного слоя.
где tti —
затраты времени на выполнение i-го
основного перехода.
|
Значительное сокращение машинного времени при
выполнении операции дает совмещение во времени основных переходов. Например,
обработка поверхностей различных диаметров заготовки блока зубчатых колес на
многорезцовом станке 12-ю инструментами (рис.22.5.). Машинное время в этом
случае будет равно машинному времени наиболее длительного основного перехода:

Рис.22.5. Совмещение во времени основных переходов при
многорезцовой обработке блока
зубчатых колес
Сокращение основного технологического времени.
Если оно является ручным, может быть достигнуто механизацией ручного труда.
Доля вспомогательного времени в оперативном
времени может быть значительной, а в ряде случаев и превосходить его. Повышение
режимов обработки, применение новых видов инструментов, оснащенных твердыми и
сверхтвердыми материалами, внедрение более быстроходного и мощного оборудования
способствует росту доли вспомогательного времени. Поэтому во многих случаях
сокращение вспомогательного времени является решающим фактором в повышении
производительности труда.
Вспомогательное время может быть сокращено двумя путями:
непосредственным сокращением времени, затрачиваемого на выполнение вспомогательных
переходов, и совмещением выполнения вспомогательных переходов с основными.
|